​Каким будет свободный Донбасс

Впрочем, многие дончане сходятся в одном — всем нужен мир. «Я не думаю, что какие-то бытовые вопросы важнее мира и что многие расстроятся, если в один прекрасный день услышат, что «ДНР» или «ЛНР» больше нет. 
Если взять Славянск или Мариуполь, то там каких-то серьезных сложностей в жизни людей после освобождения не было, а сейчас там подавляющие большинство жителей серьезно боятся возвращения «ДНР», — говорит дончанин Дмитрий. 
— В Донецке среди моих знакомых многие ждут, пока здесь снова будет развиваться украинские флаги. 
Так же я знаю множество людей, которые поддерживают «ДНР» только на словах, а когда «примут» лишнего — говорят все как есть, что аж страшно за них. Люди боятся и устали. Хочется, чтобы мы перестали быть гостями в собственной стране».
Украинские политики и руководство страны все больше стали говорить о возвращении захваченного боевиками Донбасса. 
«Моя задача, и я твердо в это верю, — возвращение украинского суверенитета на Донбасс уже в 2016 году», — заявил на днях президент Украины Петр Порошенко. 
Журналисты выяснили, каким видят Донбасс после войны эксперты и жители региона, а также что ждет страну и мирных жителей на пути к миру.

Будет непросто

По словам политолога Ярослава Макитры, говорить о реальных сроках возвращения украинской власти на Донбасс, пока еще рано. Тем более, что в этом военно-политическом уравнении слишком много неизвестных и прогнозировать ситуацию крайне сложно.
«Сейчас говорить, что до конца года будет установлен полный контроль Украины над Донбассом — рано. Пока что видимых оснований для этого нет. Конечно, есть проблема, что потом делать с теми людьми, которые принимали участие в боевых действиях и теми, кто поддался пропаганде. Грубо говоря, есть проблема с проведением своеобразной фильтрации — выявить тех, кто причастен к преступлениям», — рассказывает Макитра.
По словам эксперта, одной из первостепенных и вместе с тем сложных задач перед украинским руководством — вернуть не только территории, а и умы людей. «Ментальное возвращение местных жителей на Украину — проблема, на это уйдет не один год», — подчеркнул Макитра.

Вместе с тем силовой вариант разрешения конфликта может привести только к отягощающим последствиям, рассказал политолог Кость Бондаренко. 
«Если Украина попробует вернуть Донбасс военной силой, это будет способствовать только потере Донбасса. Тут действует принцип «насильно мил не будешь». После гибели тысяч мирных жителей, тысяч военных с обеих сторон, сейчас сложно говорить о простой интеграции Донбасса», — рассказал Бондаренко.
А вот политолог Владимир Фесенко говорит, что стремление Украины вернуться на Донбасс в этом году связанно не только с реализацией Минских соглашений, а и активизацией западных партнеров, которые также настаивают на скорейшем разрешении конфликта. 
«Есть очень слабый намек на то, хоть и маловероятен, что пойдет на определенные уступки Россия. Шанс есть, но нет гарантий, что в этом году Донбасс будет полностью в составе Украины», — рассказывает Фесенко.

По его словам, по возвращении Донбасса в законную территориальную целостность, возникнет масса проблем — восстановление инфраструктуры, экономические вопросы, последствия войны — погибшие, изувеченные люди, разрушенные дома. 
«Евросоюз будет помогать, но это будет не быстрый процесс. Но самая главная проблема — психологическая реинтеграция региона. Надо будет полностью взять контроль под границу и очень деликатно решать проблему людей, которые учувствовали в сепаратистских движениях. Но не надо бояться. Даже если не будет полного суверенитета — ничего страшного. Тут надо работать по тактике step by step — пошагово влиять на ситуацию, менять кадры. Не надо бояться, что в местных органах самоуправления будут очень много людей, которые так или иначе были связанны с сепаратистким движением. В этом ничего трагического. Главное — чтобы регион возвращался на Украину. Эту проблему за год не решить», — заявил Фесенко.
Однако, не смотря на сложности с реинтеграцией Донбасса, эксперты отмечают, что в этом процессе будут присутствовать весомые положительные моменты. К примеру, восстановление инфраструктуры, а тем более возвращение пенсий и социальных выплат будет серьезным стимулом для возвращения не контролируемых территорий в украинскую юрисдикцию. 
Но и тут главное — не дать коррупционерам «нагреться» на людском горе. 
«Экономическая составляющая очень важна. Но, основная проблема в том, каким способом эти деньги будут осваиваться. Если будут механизмы контроля за этими деньгами — не будет разворовывания в Киеве и на местах», — отмечает Макитра.
По его мнению, когда Донбасс начнет возвращаться под контроль Украины, возникнет социальный эффект, который наблюдался в начале 2014 году — когда местные жители покидали свои территории, боясь власти т.н. «ДНР».
«Если контроль будет возвращен, войдут украинские СМИ, улучшится уровень жизни — это все улучшит процесс возвращения на Украину. Тем более, что этот процесс вызовет не только возвращение многих временных переселенцев, а и произойдет отток боевиков и сочувствующих им с этой территории, что также благоприятно отразится на отразится на возвращении Донбасса», — резюмировал Макитра.
Так или иначе, возвращение Донбасса на Украину может положительно отразиться не только на местных жителях, а и украинцах которые живут фактически на другом конце страны. «Донбасс — промышленный регион, который необходимо восстановить и модифицировать. Соответственно тогда можно и говорить, что заработает и украинская экономика. 
Решение проблемы Донбасса — решение украинских отношений на востоке. Мягко говоря, сейчас у нас неоднозначные отношения с Россией, она считается агрессором, но не стоит забывать, что Россия являлась мощнейшим экономическим партнером, — поясняет Кость Бондаренко. 
— Если говорить откровенно, то по большому счету наши товары никому кроме России не нужны. Поэтому решение вопроса Донбасса поведет за собой и решение экономических проблем».

Эксперты отмечают, что в восстановление разрушенных городов ляжет не только на плечи украинской экономики. Так по словам Владимира Фесенко, Запад еще в позапрошлом году заверил, что не откажет в помощи. 
«Конечно, главный положительный вариант при возвращении Донбасса — окончание войны. Тем более, что еще в 2014 году были договоренности о фонде «доноров», но он не реализованы, потому что продолжается война. Кто будет вкладывать деньги, когда все рушится? Как только прекращается война — будут инвестиции. В Европе и США прекрасно понимают, что финансовая помощь — одна из гарантий восстановления мира на Украине», — подчеркнул Фесенко.
Хочется, чтобы мы перестали быть гостями в собственной стране

А вот жителей Донбасса волнуют куда более бытовые вопросы, с которыми они могут столкнуться после возвращения неподконтрольных территорий. По словам дончан, их больше интересует, например, что будет с оплаченными в банках т.н. «ДНР» коммунальными счетами или трудовым стажем тех, кто работал на неподконтрольных территориях.

«Украинские власти толком не объяснили, что делать с квартплатой людям, которые тут остались жить. Зато очень хорошо объяснили нам это в «ДНР», мол, не будете платить — могут отобрать квартиру. Естественно, многие платят, — говорит пенсионерка Анастасия Приходько. 
— Если даже навскидку взять, что за коммунальные услуги нужно отдать 700 гривен, то за два года уже выходит больше 16 тысяч. Это моя годовая пенсия, где я ее найду? Вообще, у нас тут такие слухи ходят, что страшно даже говорить. 
Например, что квартплата за однокомнатную квартиру будет с возвращением Украины чуть ли не пять тысяч, что пенсию никто не будет платить. Много чего говорят и чем пугают друг друга».

«Как и многие мы с супругом и дочкой выехали из-под обстрелов летом 2014-го, но через четыре месяца, когда закончились деньги, вернулись домой в Донецк. Муж снова устроился на работу водителем маршрутки, я вернулась в школу. А что нам остается делать — жить как-то надо, — делится своим видением дончанка Наталья Скороходова. 
— С одной стороны тут многие уже хотят мира, чтобы все было как прежде, но как это будет — никто не говорит. Например, мне до выслуги оставалось пять лет, и как будет учитываться то, что я работала последние два года учителем — непонятно. 
Но ведь кто-то должен был учить детей, кто-то должен был работать в больницах и лечить людей, кто-то должен был открывать задвижку, чтобы город был с водой и теплом».

По словам учительницы, не меньше вопросов будут задавать и родители учеников. «Школьная программа серьезно изменилась, например, у нас в школе дети не учат «Историю Украины» (предмет по приказу боевиков заменен на «Историю Отечества», — прим. авт.). Соответственно непонятно, как потом будет признан переход ученика с одного класса в другой без оценки по этому предмету. 
К тому же, детям потом поступать в ВУЗы, а без этого предмета будет непросто. Вдобавок российские учебники, которые раздали сейчас в школах, отличаются от украинских. Я даже не представляю, сколько трудностей ждет нас впереди», — отмечает Наталья Скороходова.

Впрочем, многие дончане сходятся в одном — всем нужен мир. «Я не думаю, что какие-то бытовые вопросы важнее мира и что многие расстроятся, если в один прекрасный день услышат, что «ДНР» или «ЛНР» больше нет. 
Если взять Славянск или Мариуполь, то там каких-то серьезных сложностей в жизни людей после освобождения не было, а сейчас там подавляющие большинство жителей серьезно боятся возвращения «ДНР», — говорит дончанин Дмитрий. 
— В Донецке среди моих знакомых многие ждут, пока здесь снова будет развиваться украинские флаги. Так же я знаю множество людей, которые поддерживают «ДНР» только на словах, а когда «примут» лишнего — говорят все как есть, что аж страшно за них. Люди боятся и устали. Хочется, чтобы мы перестали быть гостями в собственной стране».
Сегодня.ua

Читайте также:

​Каким будет свободный Донбасс
4/ 5
Oleh