Жизнь в оккупации - Республика «ШКИД»

Часто спрашивают, на что похож современный Донецк. Конечно, в вопросе этом имеется в виду не только и не столько внешний вид города, – сколько изнанка тех лиц, которые его населяют. 
Если использовать аллегорию, то вот уже полтора года «республиканская» часть Донбасса до боли напоминает старый советский кинофильм «Республика ШКИД», снятый, конечно, «Ленфильмом».

С тех пор как незабвенный советский шедевр о собранных в одно «государство» ворах-беспризорниках был выпущен на экраны, потребовалось 40 с лишним лет, чтобы российско-имперская логика пришла, наконец, к прекрасной идее: воссоздать ШКИД на просторах степного Донбасса. 
В самом деле: разрозненные кучки донецких маргиналов, не имевших, как оказалось, представлений о собственном доме и грабивших на первых порах даже своих, – не могут не натолкнуть на аналогию с творением советских времен.

Но отвлечемся ненадолго от фабулы всем известных событий и предположим, что вы никогда не бывали на просторах донецкой земли, а история украинского парламентаризма с его малиновыми пиджаками, прошедшими все круги демократического ада, вам не известна.
Попутно заметим, что пиджаки эти так и не сняты: их цвет не разъело ни время, ни кровь Революції гідності, – но эта ремарка скорее для совсем неискушенного зрителя.
Остальным это известно и так.
И вот волею случая вы попадаете в «республиканский» Донецк конца 2015-го, предположим, из самой Москвы.
Очутившись на главной площади города, конечно же – имени Ленина, по всем информационным канонам последних полутора лет вы ожидаете увидеть Россию, гремящую славой за сраженный фашизм.
Но тут к вам с окраины города доносятся стуки из некогда блиставшего аэропорта, который господа «ополченцы» дорезают на еще не «отжатый» металл; пустынность улиц разбавляется болотным цветом бредущих тел в камуфляже, а «гражданские» лица отдают таким же зеленоватым оттенком с отблеском русских идей.
Говорят же с вами отнюдь не на русском, то и дело «шокая» и вообще – всячески извращаясь со словом «звонят», а количество георгиевских ленточек на квадратный метр лобового стекла зашкаливает даже для самых убеждённых сторонников «русской идеи».
Кстати, о ней, об идее. Кроме «Москва – третий Рим», в общем-то, не слишком прижившейся здесь, на Донбассе, вы сможете лицезреть второй свойственный русской душе постулат – «свалить»: город утратил в весе, словно онкобольной, и до сих пор создавая километровые очереди из желающих пробиться к «большой земле» сквозь посты.

Интеллигенция со свойственным ей воздыханием о потерянной родине «свалила» первой.
Затем подтянулся крупный и средний бизнес, не нашедший общих основ с людьми в балаклавах наперевес с «калашом».
О бежавших от торчащих в огороде ракет и говорить не приходится.
Город встречает приветливой желтозубой улыбкой дворников, торговцев мясом, спившихся «ополченцев» и вообще – тех, кто интуитивно расположен к когнитивному восхождению по лестнице «русской весны».
Собственно, портреты Путина, Сталина и Ленина эти люди сменили на тесаки и мётла, ожидаемо получив требуемые больше года назад блага, сделавшись мощной твердыней имперских амбиций на отмели «русского мира».

Из русского – один мазохизм. Разговор с полным ртом крови и разбитых зубов, с Масленицы ставший официальной интуицией каждого русского вместо круглого стола со стаканом «Перье», – это то, чем живет современный Донбасс под гордо реющим флагом «республик».

Собранные воедино бывшие зэки, шахтёры, алкоголики, слесари, вперемешку с «российскими добровольцами» и «казачьими старшинами» то и дело создают новые «органы власти», выпускают газеты, играют в «главных по кухне», с особым рвением напоминая немногочисленным новичкам «с нами правда, с нами Бог». 
В этом, пожалуй, они отстают от прогрессивности мысли истинных «шкидовцев», которым был не ведом буржуазный пережиток иконок в кармане, а в остальном – чистой воды симулякр. Первоначальный голод и бесконечная наглость творцов «народных земель» породили абсолютную несущественность вопроса – кто, от кого и кого защищает, как и незначительность того факта, что «отжатые» вчерашними «гопниками» иномарки никак не вмещаются в проповеди господина Гундяева и других апологетов «русских идей».

Впрочем, это уже мелочи. ШКИД – вовсе не форма мысли, обросшая государственным телом. Напротив – красть у своих, когда украдено все у чужих, нормальное поведение для окруженных условным законом длины армейских ножей. В последнее время у «шкидовцев» с этим делом совсем плохо: то «прокурора замочат», то у здания «МВД» бомбу взорвут, то «смотрящий» куда-то исчезнет. 
«Ну и что?» – скажут вам снова в Донецке: зато консервный завод открыли, выпуск тушенки наладили, пару домов в Дебальцево восстановили, да и вообще – жизнь потихоньку налаживается, если директор базара, вон, грязь в окопах месит. 
Народная, истинно народная власть: дремучая, беспросветная, с кнутом, безо всяких там буржуазных пряников, – как всегда и любили в России, а теперь полюбят и здесь, на Донбассе. И интеграция этих земель в Украину – давно уже не столько военный, сколько глубоко ментальный вопрос.

Мнения, высказанные в рубрике «Блоги», передают взгляды самих авторов и не обязательно отражают позицию редакции
Перепечатка из рубрики «Листи з окупованого Донбасу» Радіо Свобода

Читайте также:

Жизнь в оккупации - Республика «ШКИД»
4/ 5
Oleh