Лугандонский огород

Уильям Шекспир устами короля Лира когда-то сказал: «Сведи к необходимости всю жизнь – и человек сравняется с животным». 
А что можно сказать о людях, которые утратили даже присущее животным чувство принадлежности к своему племени, к своей группе и к обычаям этого племени, а иными словами – лишены культурной идентичности?

О людях, которые живут, как овощи на грядке – от полива до полива, пока не придет их черед завянуть. Такова жизнь обитателей оккупированного Луганска, какими их описывает блогер Яна Викторова. И ничего иного, кроме сознательного выбора растительного существования, автор не знает и знать не хочет. 
Поневоле вспоминаются наблюдения Варлама Шаламова над заключенными сталинских лагерей, все силы которых были направлены на то, чтобы стать незаметными, выжить, не привлекая к себе внимания.

Безликость, бездуховность лугандонской «образованщины» (меткое выражение Соженицына) поразительна. Причем жизнь овоща равно привлекательна для всех возрастов. Тут и студенты, которым все равно, от кого получать стипендию, от Украины или от бандитской власти, лишь бы платили за «учебу» достаточно. 
Вопрос о качестве такого «образования», о ценности макулатурных «дипломов» не то что на последнем месте – он вообще не ставится. Речь идет о молодых людях, не способных не то что на жертвы ради образования, а даже на элементарное напряжение, поскольку всем им предлагали продолжить образование на мирной территории.

Получается, что в Лугандонии – помимо откровенных подлецов и уголовников – осталась достаточно большая прослойка «образованщины», безвольно и пассивно плывущей по течению. Эти люди неспособны переживать разрыв с нормальным украинским социумом как личную трагедию, ибо они, по большому счету, лишены нравственных ориентиров.

Самоидентификация в качестве члена современного общества, гражданина цивилизованного государства у таких «образованцев» отсутствует. Если они и переезжают на подконтрольную Украине территорию, то лишь с целью заработать пенсию. Их «страдания» ограничиваются все тем же «нельзя питаться так, как хочется» и «не могу выйти вечером на улицу и в ресторан». Яна констатирует, что лиди живут по принципу «никакой политики. Такой вот рецепт выживания и душевной гармонии. У части «республиканцев» всегда все отлично, а другая часть в упор не видит ничего плохого и умиляется маленьким радостям.» А и правда — овощи не видят козлов, пасущихся в огороде, а политика овощам вообще ни к чему.

Яна Викторова приводила высказывание одного врача по поводу оккупированного Луганска, который оказался «в промежности», в некоей пустоте между Украиной и Россией. Это неправильная оценка ситуации, ибо голосовавшие на «референдумах» люди фактически не хотели ни в сегодняшнюю Украину, ни в сегодняшнюю Россию. Они хотели вернуться в СССР, причем даже не в советскую действительность, а в страну грёз, где «в холодильниках у всех все было», «бесплатно давали квартиры», а в «почтовых ящиках» (как скромно именовались военные заводы) по льготным ценам продавали «дефицит». Вероятно, не вся «образованщина» питала столь сладкие иллюзии относительно «независимого Донбасса». Но и жизнь при бандитах для этих людей терпима. А будь у них побольше денег, то проблем и вовсе не было бы.

Реинтеграция оккупированной части Донбасса в Украину неизбежна.

И это ставит проблему социальной и культурной интеграции в украинской общество той части населения, которая проживает на оккупированной территории и не ощущает связи с Украиной, как с Родиной. События в Донбассе показали, что за 23 года независимости эта проблема не была решена. Число людей на оккупированных в настоящее время территориях, формально граждан Украины, а фактически «stateless», т.е. не идентифицирующих себя с государством, оказалось критическим, представляющим реальную угрозу не только для национальной безопасности, но и для самого существования Украины как независимого государства. 
Основой самоидентификации этих людей является русский язык – пусть и в местном, «суржиковом» варианте – как символ могущества и единства советской империи и советские мифы. 
Декоммунизация, которая наконец-то началась повсеместно, только углубляет пропасть между «совковой» частью Донбасса и остальной Украиной. Но, как поется в некогда популярной песне, жизнь невозможно повернуть назад. Те, кто пожелал возврата в СССР, фактически оказались вне современной цивилизации.
София Украинцева, блогер

Читайте также:

Лугандонский огород
4/ 5
Oleh