13 ноября Государственная дума России приняла в первом чтении проект бюджета на 2016 год. Бюджет выдался, мягко говоря, загадочный - по ряду объективных причин. Правда, это тема для отдельно разговора.
Мы же остановимся на вопросе, который посредственно влиял на разработку федерального бюджета-2016...
Тяжелая судьба крымская
Параллельно с Думой подготовкой своего бюджета занималось незаконное крымское «правительство», демонстрируя, на первый взгляд, аппетиты изрядно изголодавшегося австралопитека.
Если на этот год шайка Аксенова запросила и получила у Москвы 98 млрд рублей, то на 2016-й на «республиканские» расходы «гоблинам» уже понадобилось 143 млрд рублей.
Хотя, возможно, такие аппетиты и есть оправданными. Ведь за минувший год российский рубль девальвировал почти в полтора раза.
А по оценкам экспертов, решением проблем, уже заложенным правительством РФ в бюджет-2016, есть девальвация рубля, которую следует провести в первые три - четыре месяца следующего года. В этом свете цифра 143 млрд российских рублей выглядит вполне оправдано.
Однако в российском минфине посчитали, что запросы крымского «правительства» завышены приблизительно на 45 млрд, фактически вернув «Гоблина и Ко» к прошлогодним 98 млрд рублей.
Здесь также будет уместным напомнить, что в этом месяце крымская «Служба автомобильных дорог» остановила все проектно-изыскательские работы по строительству и реконструкции в Крыму трех ключевых магистралей и подходов к Керченскому мосту, которые по государственным контрактам выполняло ООО «Гипротрансмост-Крым» - за свой счет.
На сегодняшний день сумма задолженности «Службы автомобильных дорог» перед ООО «Гипротрансмост-Крым» за выполненные работы составляет 1,32 млрд руб.
Что интересно, - работы ООО «Гипротрансмост-Крым» выполняло в рамках федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Крыма и г.Севастополь до 2020 года».
Решение приостановить выполнение работ, предусмотренных ФЦП, в «Службе автомобильных дорог» аргументировали таким образом: «В целях определения необходимых объемов финансирования за выполненные работы и учета их при корректировке федеральной целевой программы».
Другими словами, приостановка работ была связана с отсутствием денег на строительство и реконструкцию дорог и магистралей в Крыму.
Таким образом, введение в эксплуатацию моста через Керченский пролив опять было отодвинуто на неопределенный срок из-за банальной причины - отсутствие денег. Хотя...
Злосчастных три ярда
Как известно, Россия очень хочет, чтобы Украина до 20 декабря вернула ей 3 млрд долларов США, которые два года назад Путин на мутных условиях передал своему агенту «Шапка» (он же - Виктор Янукович).
Ранее мы уже писали, что Россия резко выступала против реструктуризации долга Януковича, запугивая Украину международными судами, с помощью которых «рассчитывала» выбить свои три ярда. Тогда же мы указали, что все запугивания Кремля являются дешевым и неубедительным шантажом.
И вот, с 15 ноября мы услышали совершенно иные заявления российского руководства, коренным образом отличающиеся от предыдущих, касаемо трех ярдов Януковича.
К примеру, министр финансов РФ Антон Силуанов внезапно заявил, что Россия была бы готова рассмотреть вопрос о переговорах по проблеме «украинского долга» перед РФ в 3 миллиарда долларов, если бы Киев выступил с инициативой, предложив «нормальные условия».
Выражая готовность к переговорам, и как следствие, готовность к отсрочке платежей, господин Силуанов, видимо, забыл о том, что он говорил около месяца назад.
16 ноября мы услышали очередное неожиданное заявление уже от Владимира Путина - также по кредиту Януковича. «Чтобы не ставить Украину в сложное положение, мы сделали неожиданное предложение нашим партнерам.
Мы не просто согласились на реструктуризацию украинского долга, а мы предложили лучшие условия, чем нас просил Международный валютный фонд. Нас просили перенести платеж на следующий год, я сказал, что мы готовы на более глубокую реструктуризацию.
Готовы в этом году не получать никаких денег, а в следующем году (2016) получить миллиард, в 2017 - еще миллиард, и в 2018 - еще один миллиард», - заявил «неожиданно» президент России на полях саммита G20 в Турции.
Такое «неожиданное» заявление Владимира Путина, позволяют сделать нам «неожиданный» вывод, что российский президент, как и министр финансов, подвергся частичной амнезии.
Ведь Путин, также как и Силуанов, около месяца назад категорически не соглашался не только на «более глубокую», но и на «менее мелкую» реструктуризацию «украинского кредита».
Тогда Путин делал «неожиданные предложения» МВФ: выдать Украине дополнительные три ярда долларов для «погашения долга перед Россией».
«Хунта» вместо Крыма
И вот, сейчас мы наблюдаем такую картину. Российское правительство с Госдумой пытаются принять бюджет на 2016 год. При этом главный финансовый документ страны на 2016 год выходит несбалансированным, а российский минфин опасается, что в будущем году российская казна может недополучить 1 триллион рублей доходов.
Как следствие, существует реальная угроза девальвации рубля, а также исчерпания всех средств Резервного фонда, который должен был «протянуть» еще до 2017 года включительно. Кроме того, в проекте бюджета-2016 заложено сокращение расходов на образование, здравоохранение, ЖКХ и ряда федеральных целевых программ.
Возвращаясь к злосчастным трем ярдам Януковича, позволим себе перевести их в рубли с учетом возможной девальвации российской валюты в первые три месяца 2016 года на 15%. Тогда можно ожидать, что к апрелю 2016 года за один доллар будут давать 88 российских рублей, а за три млрд дол. США - 284 млрд рублей.
Таким образом, кредит Януковича мог решить четверть финансовых проблем, с которыми сталкивается российское правительство при подготовке федерального бюджета на 2016 года.
Еще на эти деньги можно было бы решить проблему с Керченским мостом или, по крайней мере, не сворачивать строительные работы.
И вот, в какой-то момент Владимир Путин решил, что «хунта» ему ближе российского образования, здравоохранения и «российского Крыма», превратившегося фактически в остров со всеми вытекающими экономическими последствиями.
Но, выдвигая свои предложения по переносу выплат по кредиту Януковича, Путин должен понимать, что фраза «выплата в следующем году» для «хунты» означает в декабре 2016 года, а не в январе или в марте.
Также для гарантированного возвращения трех ярдов придется отказаться от попыток организовать в Украине возвращение регионалов к власти.
Очередная революция окончательно поставит крест на российских миллиардах, посреди болота украинского революционного перфоманса...
А Крым пусть ждет мост и запасается крепким терпением.