Депардье и Света из Иваново - живые символы эпохи

Помнится, в начале 90-х такого ажиотажа удостаивались звёзды мексиканских мыльных опер. 
На моей памяти в году 92-ом приезд в Казань Виктории Руффо, исполнительницы главной роли в каком-то там мексиканском сериале. 
Каково же было её удивление, когда она увидела десятки тысяч людей, встречающих её словно Гагарина после полёта в космос.
Люди живой стеной стояли по пути следования кортежа актрисы, у трапа самолёта её встречал президент Татарстана Шаймиев, расплывавшийся в улыбке от невероятного счастья. 
Позже в интервью Руффо призналась, что её известность на родине просто меркнет на фоне популярности в далёкой и заснеженной России. 
Она недоумённо пожимала плечами на вопросы российских журналистов о причинах её небывалой популярности.
Конечно, такое безудержное внимание к посредственной актрисе мыльнооперного жанра можно объяснить крушением железного занавеса, когда всё заморское, импортное априори являлось священным, космическим, правильным и достойным поклонения. 
Многокилометровые очереди в Макдональдс в начале 90-х, или поголовное ношение бейсболок с американской атрибутикой или джинс-варёнок - тоже дань, возможность сопричастности. 
Ведь это не только, как нам впаривают, было желание компенсировать серость жизни "цветными красками новой жизни", скорее, то было бессознательное преклонение перед западным, либерально-позитивным.
Человек слаб, а безыдейный человек слаб вдвойне. 
Внутреннюю пустоту заполняют различные нечистоты карнавально-балаганного типа. 
В этом пластилиновом обществе возможно всё. 
Мультфильм "Пластилиновая ворона" - это живой гимн обществу спектакля 80-х годов в СССР. 
Сейчас принято идеализировать это время, но по сути - это самые гнилые годы с точки зрения советского проекта. 
СССР на излёте своего существования был обуржуазившимся обществом, давно распрощавшимся с красной идеей, променявший её на красную икру и модные джинсы.

Этот же тезис проговорит десятилетия спустя новый символ путинской России - "Света (Курицына) из Иваново", проговорившая вслух искренние чаяния большинства: 
"мы стали лучше жить, стали лучше одеваться". 
Эти слова вознесли её на телевизионный олимп. 
Она, невзирая на внешнюю невыразимость и необразованность, хабалистость и невоспитанность, стала ведущей программы "Луч Света" на НТВ. 
Не буду тут хвататься за голову и причитать относительно нашего телевидения, я его не смотрю, во-первых, а во-вторых, оно зеркало нашего общества. 
Может, и не надо тратить годы на изучение психоструктуры российского общества, достаточно включить телевизор и на основании увиденного можно поставить диагноз.
В начале 90-х постсоветское общество коллективно соответствовало образу мексиканской мыльной оперы: наивное, простое, легко обманываемое, дурашливое, утопленное в грёзах об американской мечте. 
Если кто и найдётся утверждать, что это святая простота, тот, очевидно, сам "обманываться рад".
В нулевых общество уже прошло этап наивной дебилизации 90-х и гордо, по-взрослому искало себя в новой реальности, путинско-сурковском симулякре. 
Строились невыразимо-причудливые идеологические конструкты, от которых за версту попахивало фальшью. 
Эпоха высоких цен на нефть своими ядовитыми парами вскружила голову не только правящему классу, но и населению, которое, преодолев наивность Руффо, эволюционировало в Свету из Иваново.

У всего серьезного есть символическое обрамление. Так устроен мир. 
В 90-х восхищались Америкой и любили красивые сказки оттуда, в 2000-х - соорудили свой образ, доморощенный, отечественный, противоположный заокеанскому, соответствующий новому тренду и общественному запросу - девушку Свету, которая простая, русская, провинциальная, но, благодаря своему участию в проправительственном движении "Наши" и знаменитой фразе, ставшей символом десятилетия, смогла стать звездой. 
Два качества могли вознести любого наверх: преданность власти и посредственность. 

Наконец, Жерар Депардье, увлечение которым носило в официальных кругах едва ли не мистический характер, символизирует собой третий этап, последний, развития нашего общества - цинизм и расчётливость. 
Француз обхаживал Россию не из любви особой к ней, а чтобы только удрать из Франции, не платить там налоги, и показать тамошнему руководству своё фи. 
Как только Бельгия предложила ему гражданство и меньшую налоговую ставку, Депардье, успевший сыграть в России роль Распутина (очень не удачно, на мой взгляд), поспешил отказать от российского подданства. 
Это могла бы быть одна из Love story, которую бы российская пропаганда рассказывала в веках, но француз "поматросил и бросил".
Так и наше общество прошло три этапа за 25 лет новейшей истории страны: от внешне миловидной Руффо к обруталенной, нахальной Свете, до циничного, пьяного, клоунского Депардье. 
Четверть века - это время, которым отмеряют срок поколения. С Депардье, надеюсь, ушло поколение Руффо и Светы, но что придёт на смену?

Читайте также:

Депардье и Света из Иваново - живые символы эпохи
4/ 5
Oleh